фото: Наталья Мущинкина
О росте цен на бензин на 10% первым предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович. Хотя министр энергетики Александр Новак предполагал, что цены на топливо подскочат всего лишь на 5–6% из-за роста акцизов, а также из-за налогового маневра (экспортную пошлину на нефть предлагается снизить в среднем на 5%, а взамен увеличить на ту же величину налог на добычу полезных ископаемых — НДПИ). Однако нефтяники утверждают, что цены на горючее в 2014 году вырастут на 10–14%.
На пресс-конференции 22 октября президент Российского топливного союза Евгений Аркуша вынес неутешительный вердикт для водителей. Бензин подорожает на 13%. «Конечно, в будущем цены будут расти. Сейчас отсутствуют объективные экономические факторы, которые могли бы привести к снижению стоимости топлива», — заявил Аркуша.
Вдобавок Минфин, по его мнению, планирует собрать с налогового маневра 175 млрд рублей. И, конечно же, с потребителей — с кого же еще? «Налоговый маневр и акцизы дадут 8% к стоимости бензина, плюс инфляция», — говорит Аркуша. Инфляцию нам обещают в 5%. Вот уже бензин и подорожал на 13%.
Пока с легкой руки правительства растет цена на топливо, другая, не менее легкая рука президента подписывает смертельный приговор для автолюбителей. Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которому российские автопроизводители будут вносить с 1 января 2014 года утилизационный сбор на общих основаниях. Размер сбора будет устанавливаться с учетом массы автомобиля, объема его двигателя и года выпуска.
Напомним, изначально утилизационный сбор был введен 1 сентября в 2012 года только для иностранных автомобилей. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов — 150 тысяч. Такие же суммы придется уплачивать российским автопроизводителям.
Подчеркнем, что введение утилизационного сбора в прошлом году объясняется всего лишь стремлением правительства сохранить высокий защитный барьер на пути иномарок. Тогда после официального вступления в ВТО пришлось снизить таможенную пошлину с 30% до 25%. Выпавшие 5% решили компенсировать утильсбором. От этого шага пострадали не только иностранные производители, но и российские потребители. Так, за не производимые в России фуры пришлось доплачивать до 450 тысяч рублей.
Поэтому Евросоюз и Японию резко возмутил этот таможенный маневр. Они потребовали либо его отмены, либо выравнивания условий для внешних и внутренних производителей. Российское правительство обещало до 1 июля 2013 года принять соответствующий закон. Но сроки были сорваны. Президент подписал этот документ только 21 октября. Поэтому расследования ВТО в отношении России продолжается, что грозит нам высокими штрафами. |